Новые подходы к командообразованию
Из истории
Как известно, психологи достаточно давно занимаются изучением процессов, которые происходят в небольших (мини) группах между людьми. Полученные знания в большей своей мере применяли в практике психотерапии групп – в качестве лечебных средств людей, страдающих психическими заболеваниями, а спустя некоторое время и для ничем не страдающих людей, которые хотели бы развить потенциал своей личности. С этой целью проводилась организация групп встреч, роста человека как личности, различные тренинги, которые могли проводиться несколько дней или несколько месяцев (краткосрочные), а также тренинги, которые могли занимать время от одного года до несколько лет (долговременные).
Установлено, что люди, которые прошли такие тренинги, смогли приобрести ощутимый личностный рост, а также достаточно серьезно понять специальные углубленные теоретические знания в пределах того материала, в которой происходил данный тренинг.
В силу этого для терапевтов, которые проводят групповые тренинги, обязательным условием является «переживание» всего процесса психотерапии на личном опыте, что выступает лучшим и эффективным методов ведения групп. Знания, которые получаются в ходе такого «проживания», имеют способность гармоничного встраивания в личностную структуру, что можно применить в дальнейшем как и любой опыт людей.
В последствии, знания, которые были получены, стали применяться во всевозможных программах обучения, стали создаваться группы динамического обучения, где их участники должны быть прочувствовать весь процесс и практическим путем создавали самостоятельно необходимые навыки определенного направления. Сегодня подобные динамические группы обучения получили широкую популярность и применяются в предпринимательской деятельности в процессах стажировки сотрудников для повышения производительности предприятия. Но не совсем понятно причем тут процесс формирования команды. Оказывается, что в ходе эволюции группы отмечается не только перемены качественного характера во взаимоотношениях людей, но и формируется уже новое образование – группа людей, среди которых есть лидер, движимые единой целью и способные данную цель не просто обозначить, а и достичь.
Одновременно с этим такая мини-группа, а также отдельный участник несут ответственность за конечный итог. А коллектив, который способен нести ответственность за свою работу, способная устанавливать цель, достичь их коллективно, при котором становится возможным раскрытие личности каждого из группы, и называется КОМАНДОЙ.
Создание команды
Процедура создания команды является всегда групповой деятельностью, в которой наблюдаются все стадии эволюции коллективной динамичности. Немаловажно, чтобы каждый понимал сущность командообразования и зачем вообще она формируется.
Процесс создания команды бизнес системы предприятия способен сопровождаться стихийностью и целенаправленностью. Стихийность проявляется при помощи выделения лидеров на неформальном уровне, а также сплочением вокруг той общей работы, являющейся конечной целью (пример – туризм, танцы и пр.). Зачастую такой неформальный лидер превращается в будущем в руководителя . Тем не менее, в компании энергия подобной группы способен превратиться в разрушающий фактор, потому что если цели не будут совпадать, то и снизиться эффективность бизнеса, а значит снизятся и резервы повышения производительности труда.
В рамках целенаправленного подхода к образованию команды руководитель должен иметь четкое представление относительно того, зачем это все делается, т.к. командный способ организации работы диктует проведения серьезных изменений в управленческой системе. Созданием команды руководитель может заниматься и лично, для чего необходимы специальные знания и навыки в данном вопросе. Необходимо отметить, что бывают случаи, когда руководители особым «чувством» могут распознавать направления процесса, программы для повышения производительности, но это встречается крайне редко. Как показывает практика, для того, чтобы сформировать команду, создать условия повышения производительности труда эффективным будет привлечение тренера со стороны.
Это объясняется тем, что при развитии группы необходимо, чтобы команда прошла так называемую процедуру высвобождения от человека-тренера. Группа должна приобрести свою независимость, а значит более не потребуется предводитель, и группа уже может самостоятельно разрабатывать и реализовать собственные результаты. Когда человек-тренер не выйдет из «игры», то он превратится в предводителя, а это не его задача. В силу этого, когда ведением такой тренинговой программы занимается не приглашенный со стороны тренер, а человек из компании, то в дальнейшей жизни ему просто не будут места в структуре организации.
Мифы
Известен миф – поведение работников подвластно изменениям, и одновременно с этим можно оставить обыденные правила поведения и модели мышления руководства бизнес системы предприятия. Указанное неверно. Работа в команде способна внести новые качественные модели поведения, которые требуют и соответствующего мировоззрения. Когда изначально происходит позиционирование тренинга как достаточно серьезного, а тренинги по формированию команды системы управления бизнесом собственно и являются таковыми, – то и участники должны подвергаться переменам.
Зачастую после прохождения тренинга присутствует определенный эмоциональный подъем, эффект от которого может длится несколько недель (обычно три-четыре). Возникает вопрос – когда указанное не являлось установленной целью всей деятельности, к чему вообще требовался такой тренинг? Отправьтесь в парк на шашлыки приятной компанией, что будет и менее затратно, а итоги будут одинаковыми. Когда по итогу тренинговой работы в участниках не отмечаются перемены, то это попросту значит, что временные и финансовые ресурсы были потрачены впустую. Тем не менее, проблема находится гораздо глубже.
Проведение любого тренинга должно менять людей, суть только в объеме данных перемен участников и тренера, которые они смогут осознать. Как известно, сама по себе жизнь всегда требует от людей перемен. Так почему же тренинг, в основе которого лежат процедуры естественного характера, станет исключительностью?
Психология
Исторически сложилось, что деятельность практической психологии берет свое начало с исследований Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и иных мировых врачей-психиатров. Как известно, и применение диет в медицине брало свое начало как сопутствующий лечебный инструмент. Возникает вопрос, почему следование диете не относится к лечебным методам, а использование в предпринимательской деятельности законов формирования человеческих коллективов необходимо рассматривать как «лечение»?
Немаловажный аспект. Обычно заказчиками тренингов выступают люди, в основном очень далекие от познания в психологической области, в силу чего им совершенно не ясны все нюансы и они боятся деталей. Налицо парадокс – с одной стороны, чтобы правильно и спешно руководить людьми, что необходимо для повышения производительности системы, эти знания просто необходимы, но зачастую их совершенно негде добыть. Соответственно, все же необходимо даже не сведущим в этой области людям учиться этим нюансам. Необходимо иметь представления основополагающих принципов формирования психических настроений в группах, и знать их должны не только профессионалы, но и рядовые руководители. Как показывает практика, программы, составляемые для тренингов, зачастую не включают в себя такой необходимый комплекс знаний.
Конфликт
Знакомая ситуация: два партнера договаривались-договаривались, а ни к чему не пришли. Значит упущено столько разработок, которые могли произойти в бизнес системах предприятий. А дело всего лишь в том, что они не способны преодолеть в качественном и продуктивном виде этот этап конфликта. Таким умениям нельзя обучиться только при помощи литературы, это надо «проживать» на личном опыте.
Многие из специалистов-тренеров стараются не допускать возникновения конфликтов в группах, а, значит, лишают участников такого ценного знания и опыта. Понятно, что конфликт в группе – это сложное явление, но необходимо умение им управлять. Значит, тренер должен обладать особыми умениями и навыками, хотя попросту, это может быть и страшно для него. Но конфликт – это не ссора. Можно участвовать в конфликте, но при этом быть корректным. Если же происходит переход конфликта на тренинговой игре в открытую ругань, то это свидетельствует лишь о плохой подготовке самого человека-тренера.
Ни при каких обстоятельствах группа людей не сможет превратиться в слаженную команду бизнес системы предприятия, не пройдя стадию конфликтов. В конфликтной ситуации люди имеют возможности для раскрытия своей личности, могут заявить о себе и своей токе зрения совершенно открыто и честно. «Я могу быть плохим и показать это тебе, а ты – мне» – это и есть внутренняя сущность процесса. это способствует к установлению взаимного понимания и доверия, люди начинают слышать друг друга по-настоящему.
Необходимо учиться умению уступать другому, чем-то жертвовать для общей цели. Этот процесс –глубокая и огромная деятельность, способная изменять участников – ведь никто не требует уступать, человек самостоятельно принимает решение в чем и когда он уступит. Команда, которая смогла пройти такой конфликт, в будущем сможет всегда отстаивать свои позиции, свои цели, а значит появятся и условия повышения производительности всей работы компании. А правила, которые принимаются всеми участниками, по умолчанию беспрекословно выполняются, так как в их понимании они истинные, а не установленные кем-либо.
Как происходит тренинг
Тренинг по формированию команды являет собой общепринятую психодинамическую группу, основная суть которой – это формирование управленческой команды в конкретной компании, команду бизнес системе предприятия. Команда стадию за стадией проходит эволюцию коллективной динамики – начальную, конфликтную, продуктивную, заключительную.
Групповой конфликт –приоритетное в тренинге, потому что сдвиг в следующие стадии развития напрямую связан с правильностью проживания данной стадии. В частности, выявление и проработка таких моментов в отношениях предоставляет возможность понимания то именно представляет собой группа и обладает ли она какими-либо желаниями и целями в повышении роста производительности.
Без конфликтов нельзя определить общую цель и выполнить соотнесение ее с личными целями участников, потому что цель должна достигаться через «страдания», и тогда каждый захочет отстаивать ее до последнего. Человек-тренер должен вовремя определять направления группы, применяя потенциал каждого сотрудников и всей мини-группы в общем.
Результат
1. Команда, обладающая сплоченностью, целью и истинным лидером.
2. Кардинально другой вид отношений в рамках группы, основанный на максимальном понимании участниками своего коллегу.
3. Каждый из участников чувствует собственную ответственность за процесс достижение всеобщей цели.
4. Выработка духа команды происходит как: «мы» – единое целое, но при этом каждый участник представляет ценность по отдельности.
«Побочные» эффекты
1. Происходит быстрое снижение конфликтов, увеличивается степень аналичности и конструктивных решений.
2. Усвоение полученных знаний происходит в достаточной мере и принимается каждой личностью.
3. Возрастает творческая составляющая работы группы и ее участника, что создает возможности для личностного роста.
4. В силу того, что тренинг не несет в себе психотерапевтическую составляющую, сама процедура проживания группового процесса – это весомый аргумент позитивных перемен. В силу сказанного, совершенно не является редкостью ситуация. Когда участники испытывают отличный лечебный результат.
Сомнения
Специалисты-тренеры перед началом тренинга говорят о высоких результатах, особенностях программы и пр. Но в чем же уникальность и отличие тренинга от остального?
Ответ кроется в первую очередь в теоретической составляющей, которая составляет саму процедуру. Коллективную динамику невозможно «пережить» в течение пары дней, что объясняется тем, что психические процессы требуется большее время, и обойти данный феномен не представляется возможным.
Всевозможные «клятвы» организовать такую процедуру за короткий период должны вызывать соответствующие сомнения в профессиональности такого тренера.
Второе необходимое условие – необходимо прожить процедуру в режиме реальности бизнес системы предприятия. Зачастую тренинг и жизненные ситуации связаны на метафорическом уровне, происходит имитация реальных процессов при помощи внедрения определенных установок, специально выдуманных рассказов (так называемые «кейсы тренера»). На данном же тренинге ничего похожего не происходит. Все упражнения относятся к ситуациям «здесь и сейчас, с конкретными настоящими людьми». Зачастую бывает так, что происходит перехватывание инициативы группой у тренера и начинается решение конкретных реальных задач бизнес системы предприятия во время тренинга.
Третий момент – группа должна быть небольшой по числу участников и максимально закрытой от внешнего мира. Можно организовать выездные мероприятия, например, за город на базу отдыха, так как при полном погружении в процесс возрастет и сама интенсивность и глубина данного процесса, что ведет к повышению производительности системы. Иными словами, час идет за год. Совершенно не приемлемы большие группы, потому что очень сложно отыскать общую цель если группу будут составлять 100 человек.
И последний момент – качественно иная суть сплочения группы – при помощи цели и вокруг лидера, а не против фирмы-конкурента или для того, чтобы победить. Такая команда будет двигаться к своей цели не для того, чтобы кого-то догнать и перегнать, завладеть какой-то победой, призом, а лишь потому, что команда так решила. Именно в этом и разница!
Творчество будет присутствовать только в команде, которая находится на продуктивном этапе группового развития. Все остальные этапы сводятся к формированию псевдоцелей, которые слабо относят к работе (все они вскрываются и подвергаются развенчанию на стадии конфликтов). Возникает вопрос – а причем тут бизнес? В бизнес системе предприятия задействованы люди, и понятно, что ничто человеческое не чуждо им. Все процессы протекают по тем же законам, что и в прочих человеческих коллективах, так почему же это нельзя тогда использовать?
Тренер
Тренинг по командообразованию не обладает четкой сформированной и расписанной по времени структуре, нет установленных списков упражнений, заранее установленный результат отсутствует, многое зависит от участников группы. В чем же тогда задача тренера?
Существует мнение, что тренер и упражнения в тренинге являются инструментами по достижению групповой динамики. Именно этому сейчас обучают тренеров. Тем не менее, позволим не согласиться с данным высказыванием.
Динамические групповые процессы – это природные основополагающие механизмы, в силу чего мастерство и талант тренера должен заключаться не в том, чтобы сформировать групповую динамику, а именно не мешать ей формироваться. Зачастую встречается мнение, что если тренинг происходит 3 дня, то, значит динамика ему уже обеспечена. Это неверно. Динамика может не сдвинуться с места годами – если в компании привыкли избегать конфликтов, то и никакого развития группы не случится.
Верным является также и то, что динамику невозможно ускорить, потому что психическим процессам свойственна своя продолжительность во времени и соответствующие закономерности в развитии. В силу этого тренер обязан с усиленным вниманием относится к использованию любых упражнений. Упражнения имеют свойства очень часто затормаживать динамику, задача же тренера состоит в создании условий для ее развития. Налицо парадокс – динамика начинает появляться тогда, когда тренер начинает «отпускать» группу и отходит в «сторонку».
Тренер:
– формирует условия, в которых группа при помощи собственного потенциала принимает активное участие в строительстве команды;
– осуществляет руководство процессом и направляет его;
– выступает в роли эксперта, источника информации;
– способствует раскрытию ресурсов участников тренинга, оказывает им поддержку.
Тренер обязан уметь мастерски владеть принципами управления групповыми процессами, должен быть свободен от каких бы то ни было притязаний на лидерство в группе. Позиция эксперта подразумевает и то, что он обладает весомым багажом знаний в конкретной научной школе, то может быть достигнуто лишь при помощи долгой и целенаправленной подготовки в границах этой школы. Как показывает практика, указанное образование отмечается лишь у профессиональных психотерапевтов и психологов, и то не у всех. Часто тренер слабо понимает в чем разница между терапевтической группой и бизнес-тренингом. Никакая психотерапия в бизнес-тренингах категорически совершенно не допускается.
Под руководством тренера группа должна самостоятельно бороться за результат, сама отвечать за собственные действия, искать информацию и усваивать ее, самостоятельно определять правила, ценности и убеждения. Тренер ответственен за процесс достижения результата.
В конечном счете получается живое, выстраданное, глубокое содержание работы бизнес системы предприятия. Его будут претворять в жизнь, потому что оно – часть жизненного опыта участников, который встроен в их личности естественным путем.
А как Вы управляете командой?