Краткая информация по бизнес-моделям
Что такое бизнес-модель?
Бизнес-модель представляет собой упрощённую схему бизнеса компании. В последнее время для этого всё чаще используется Lean canvas или Business model canvas (А.Остервальда и И.Пенье). Как правило, бизнес-модель является выжимкой бизнес-плана или наоборот, отправной точкой для целостного описания и анализа деятельности всей всех бизнес-процессов компании.
Условно бизнес-модель можно разделить на 2 крупных блока:
– бизнес-процессы и метрики, относящиеся к продукту, вокруг которого строится/развиваться бизнес;
– бизнес-процессы и метрики, относящиеся к рынку.
Примеры бизнес-моделей
Рассмотрим наиболее распространённые бизнес-модели.
Франшиза
В последнее время становится очень популярной бизнес моделью и успешно применяется в различных индустриях (от спортивных залов, до чайных магазинов и агентств подбора персонала).Данная бизнес-модель основана на предложении продавцом продажи готовой стратегии старта и развития бизнеса заинтересованным клиентам. В пакет продажи могут входить исследование условий локального рынка и поиск оптимального расположения, единый центр поддержки, бренд и прочее.
Примеры: McDonald’s, Subway.
Freemium
Данная бизнес-модель сочетает в себе бесплатные и платные услуги. Freemium частов используется в «Software as a service» (SaaS) продуктах.
Сервисы, основанные на Freemium модели предлагают бесплатное использование минимального набора функций либо к ограниченному количеству запросов к функциям. Чтобы получить доступ к расширенным возможностям необходимо его оплатить единоразово или по подписке.
Примеры: Evernote, Zoom, MailChimp, и т. д.
Подписка
В основе подписочной модели лежит фиксированная плата за пользование услугой или предоставление определённых товаров на регулярной основе.
Примеры: Netflix, Amazon Prime, Dollar Shave Club.
Маркетплейс
Согласно данной модели компания действует как посредник между двумя отдельными сторонами и создаёт ценность как для тех, кто размещает услуги/товары, так и тем, кто их покупает.
Эта бизнес-модель позволяет получать разные виды дохода, включая комиссию с как с покупателя, так и продавца за закрытую сделку, дополнительные услуги, например, рекламу услуг продавца и т.д.
Примеры: Ozon, Amazon, Wildberries.
Бизнес-модель со скрытым доходом
Эта модель относится к системе генерирования доходов, в которой пользователям не нужно платить за предлагаемые услуги, но компания по-прежнему получает потоки доходов из других источников. Например, Google зарабатывает деньги на рекламе, которые компании тратят на ставки по ключевым словам, в то время как пользователи не платят за поисковую систему.
Примеры: Google, Facebook, Twitter.
«Бритва и лезвие»
Данная бизнес-модель известна также как модель «Принтеров и картриджей». Она основана на том, что продаётся один (основной) долговечный продукт по доступной цене, а основной доход формируется на компонентах (расходных материалов) к нему, которые расходуются в процессе эксплуатации.
Примеры: видеоигры Xbox или PlayStation, принтеры HP, кофемашины Nespresso, Amazon’s Kindle, Gillette.
«Бритва и лезвие наоборот»
Данная бизнес-модель представляет альтернативный подход к модели «Бритва и лезвие» и подразумевает предложение премиальных товаров и дополнительные товары по более низкой цене для поддержания использования основного товара.
Пример: Apple идеально использует эту бизнес-модель. Apple App Store и iTunes предлагают приложения, фильмы, и т. д. по доступным ценам, но взимают повышенные цены за свои устройства, такие как iPhone, iPad и Mac.
Прямые продаж
В этой модели продукты продаются напрямую конечным клиентам либо в ходе беседы один на один, либо в небольших группах. Продавец получает долю от каждой продажи. Хотя технологии во многих отношениях вытеснили метод прямых продаж, многие компании все же предпочитают индивидуальный подход к своим клиентам.
Реклама
Модель основана на создании контента, потребляемого пользователями, и показах рекламы пользователям во время потребления контента.
Данная бизнес модель должны удовлетворять потребностям потребителей контента и рекламодателей.
Примеры: YouTube.
Партнёрская программа
В рамках этой модели компании получают доход, показывая и рекомендуя продукты или услуги третьих компаний – партнёров. Обзоры на YouTube, Instagram, рейтинги, ТОП-10 и прочее. Например, сайты, содержащие обзоры на товары и услуги, на которых размещены ссылки на соответствующие партнёрские магазины. Если пользователь сайта перейдёт по ссылке и купит товар или услугу, то партнёр выплатит комиссию за продажу.
Примеры: Aviasales, LitRes, Ozon.
Консалтинг
Компании, предоставляющие консалтинговые услуги, нанимая опытных и квалифицированных специалистов и направляя их на проекты клиентов, используют бизнес-модель консалтинга. Эти компании, как правило, взимают почасовую оплату и / или берут процентную долю в зависимости от успешного завершения проекта. Примеры: Deloitte, Mckinsey, компании по разработке программного обеспечения или веб-сайтов.
Комиссия
Бизнес модель основана на предоставлении услуг за определённый процент от суммы сделки. Одним из ярких примеров является подбор недвижимости риэлтерскими агентствами.
Примеры: агентства недвижимости и другие.
User generated content
Данная бизнес-модель, позволяет пользователям бесплатно создавать качественный контент на различных сервисах, отвечать на вопросы других пользователей и оставлять отзывы, является новой и быстрорастущей.
Эта модель основана на широком спектре цифровых товаров, от видео до обзоров, блогов, отзывов и любого другого типа контента, созданного пользователями товаров/услуг. Контент, созданный пользователями, составляется и продаётся компаниям, стремящимся использовать идеи и контент потребителей для продвижения своих брендов.
Примеры: YouTube, Quora, Yelp, Reddit.
Онлайн-образование
Эта бизнес-модель, ориентированная на образовательную отрасль, включает студентов (учащихся) и преподавателей, позволяет им получать доступ к образовательным ресурсам через фиксированную плату или подписку за курс.
Примеры: LinkedIn learning, Coursera, Udemy, Stepik.
E-commerce
Электронная коммерция – простая и наиболее распространённая бизнес-модель, которая позволяет покупателям и продавцам связываться и совершать сделки с помощью онлайн-платформы (интернет-магазина).
Существует несколько типов бизнес-моделей электронной коммерции, в том числе B2B, B2C, C2C и C2B.
Пример: Amazon, Alibaba, eBay, OLX, Walmart, Aвито, Юла.
Краудсорсинг
Бизнес-модель Краудсорсинга предоставляет компаниям доступ к оперативным решениям, таким как идеи и технологии, улучшенное взаимодействие с потребителями, возможности для сотрудничества, оптимизация операций и снижение затрат.
Пример: такие компании, как Wikipedia, YouTube, Kickstarter, LEGO ideas, Unilever, Coca Cola (новый вкус напитка), участвуют в краудсорсинге.
Аукцион
Бизнес-модели на основе аукционов основана на возможности покупки товара или услуги. Модель, хотя и не очень распространена сейчас, все ещё используется в таких отраслях, как антиквариат, предметы коллекционирования и продажа предприятий.
Современную версию модели аукциона можно увидеть на онлайн-платформах, торгующих новыми и подержанными товарами, такими как eBay и Amazon.
Бандлы
Формирование бандлов – это бизнес-стратегия, которая объединяет продукты или услуги, чтобы предложить пакет, собранный в виде единой объединённой единицы для продажи по сравнительно низкой цене. Это форма удобной покупки нескольких продуктов и услуг в одном бизнес-подразделении.
Пример: Microsoft Office 365 (PowerPoint, Excel, Word, OneNote, Outlook).
Плата за использование
Бизнес-модель взимает плату в соответствии с использованием продукта или услуги.
Пример: в эту модель входят компании, занимающиеся электроснабжением, водоснабжением и сотовой связью, а также Amazon Web Services, каршеринг.
Лизинг
Под лизингом понимается сдача в аренду крупных или известных предметов, таких как машины и электронное оборудование, вместо их продажи.
Пример: Home Depot (аренда инструмента) MachineryLink, Hertz, Enterprise и т. д. используют аналогичную бизнес-модель.
Low-touch
Основана на снижении уровня обслуживания клиентов и количества услуг, за дополнительные услуги клиентам необходимо доплачивать.
Примеры: IKEA, авиакомпания «Победа»
Помимо упомянутых выше бизнес-моделей существует множество других. Хотя сегодня они наиболее часто используются компаниями, вам необходимо разумно и разумно выбрать один или комбинацию для вашего бизнеса.